Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

герцен а.и

Афоризмы

Герцен Александр Иванович (псевдоним Искандер) (1812 - 1870)

Русский политический деятель, писатель, философ, публицист.

Афоризмы, цитаты -

Герцен А.И. - биография

Прощение врагов - прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще более человеческий - это понимание врагов, потому что понимание - разом прощение, оправдание, примирение.

Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты.

Человек серьезно делает что-нибудь только тогда, когда он делает для себя.

Все религии основывают нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве.

Полезные сервисы

герцен ал-др ив

Гуманитарный словарь

ГЕ́РЦЕН Ал-др Ив. (псевд. Искандер) (1812-70) - рев. публицист, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева и Луизы Гааг, уроженки Штутгарта. Получил дом. образование. С ранних лет испытал влияние вольнолюбивых идей. В 1828 вместе с Н. П. Огаревым дал клятву продолжить дело декабристов. В 1829-33 - студент физ.-математич. ф-та Моск. ун-та. Совм. с Огаревым, Н. И. Сазоновым, А. Н. Савичем, Н. М. Сатиным, В. В. Пассеком и др. создал студенч. кружок, чл. к-рого изучали зап. соц.-экон. теории, обсуждали полит. вопросы, пропагандировали "ненависть ко всякому правительственному произволу". В июле 1834 Г. арестован, в апр. 1835 сослан в Пермь, затем в Вятку. Возглавлял губ. статистич. к-т, был зав. неофиц. отд. "Вятских губернских ведомостей". В 1838 переведен во Владимир. Женился на Н. А. Захарьиной, похитив свою невесту. В 1840 вернулся в Москву. По настоянию отца переехал в Пб., поступил на службу в канц. Мин-ва внутр. дел. В 1841 за резкий отзыв о полиции в письме к отцу вновь выслан в Новгород, служил в губ. правлении. С 1842 в отставке, возвратился в Москву, включился в полемику между западниками и славянофилами. Быстро стал одной из центр. фигур мыслящей Москвы, ярким и наиб. радикальным лидером западников. В 40-е гг. создал неск. худож. произв., поставивших его в ряд крупных рус. писателей ("Кто виноват? ", "Сорока-воровка", "Доктор Крупов" и др.). В работе "Дилетантизм в науке" (1842-43) пытался обосновать социалистич. идеал (гуманное об-во, осн. на преклонении перед природой, на принципах суверенности личности и свободы духа) с эл-тами философии Гегеля. Гл. тема "Писем об изучении природы" (1844-46) - взаимоотношения филос. и естеств. наук. Свои материалистич. филос. воззрения Г. называл реализмом. В 1847 вместе с семьей уехал за границу, поселился в Париже. Критич. отношение к европ. действительности отразилось в "Письмах из Франции и Италии" (1847). Поражение революции 1848 привело Г. к разочарованию в возможностях Запада и пересмотру философ. концепций 40-х гг. ("С того берега", 1847-50 и др.). Дальнейшие перспективы обществ. развития Европы связывал с Россией. Разработал теорию общинного "рус. социализма", заложив основы народничества ("Россия", 1849; "О развитии рев. идей в России", 1850 и др.). В 1849 переехал в Швейцарию, в 1850 - в Ниццу. На требование Николая I вернуться в Россию ответил отказом. Объявлен "вечным изгнанником". В 1851 погибли мать и сын, в мае 1852 умерла жена Г. В авт. 1852 переехал в Лондон. Начал писать "Былое и думы" - уникальное произв. рус. и мировой лит-ры, сплав автобиографии, публицистики и филос. размышлений, по его словам, "отражение истории в человеке, случайно попавшемся на ее пути". Основал Вольную рус. типографию (1853). Первые два года, не получая мат-лов из России, издавал собств. статьи и брошюры. С 1855 публиковал альм. "Полярная звезда", к-рый содержал богатые сведения по истории и совр. состоянию рус. обществ. мысли. С 1857 вместе с Огаревым выпускал еженед. газ. "Колокол", к-рая широко распространялась в России, оперативно реагировала на все происходящее в стране, имея сеть тайных корреспондентов, публиковал блестящие статьи, изд., секретные док-ты политич. звучания. Поддержка Г. польск. восстания привела к резкому падению числа подписчиков, в 1864 изд. газ. перенесено в Женеву, в 1867 прекратилось. Последний период жизни Г. провел в разл. городах Европы. Умер от воспаления легких, похоронен на кладбище Пер-Лашез, позднее прах перенесен в Ниццу. Г. обладал "стойким, гордым и энергичным умом", был широко образов., живым, обаятельным и остроумным человеком. Вольнодумец в широком смысле слова, он не принимал нетерпимости и односторонности "людей дела", в т. ч. нек-рых своих товарищей-революционеров. Произв. Г. отличаются не только глубиной содержания, но и ярким своеобразием формы. По словам И. С. Тургенева, он был "рожден стилистом", добиваясь от языка максимальной выразительности. Для него характерны смелые лексич. и синтаксич. контрасты, обилие неологизмов, каламбуров, оригин. метафор. Собр. соч. Г. впервые опубл. в Женеве (1875-79), в России было запрещено цензурой; на родине полн. собр. соч. и писем опубл. в 1915-25, затем в 1954-62. В 1960-80-е гг. вышли факсимильные публикации многих изд. Вольной рус. типографии Г.

А. И. Герцен

А. И. Герцен

Полезные сервисы

герцен александр иванович

Энциклопедический словарь

Ге́рцен Александр Иванович (1812-1870), российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огарёвым возглавлял студенческий кружок. В 1834 арестован, 6 лет провёл в ссылке. Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841-46), повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, требовал освобождения крестьян с землёй. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-64. Умер в Париже, могила в Ницце. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852-68) - один из шедевров мемуарной литературы.

А. И. Герцен.

* * *

ГЕРЦЕН Александр Иванович - ГЕ́РЦЕН Александр Иванович (25 марта (6 апреля) 1812, Москва (см. МОСКВА (город)) - 9 (21) января 1870, Париж (см. ПАРИЖ)) - русский революционер, писатель, философ, публицист; основоположник народнического этапа русского революционного движения, один из основателей Вольной русской печати. В своих литературных произведениях А.И. Герцен остро критиковал крепостнические порядки в Российской империи.

Александр Герцен был сыном богатого помещика И.Я. Яковлева и немки Луизы Гааг. Брак родителей не был оформлен, И.Я. Яковлев придумал сыну фамилию Герцен от немецкого слова Herz - сердце. В 1833 году Александр Герцен окончил физико-математическое отделение Московского университета (см. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГУ)). На жизненные взгляды молодого человека сильное влияние оказали движение декабристов, события Июльской революции во Франции (1830), Польского восстания (1830-1831), творчество Пушкина, Рылеева, Шиллера, произведения французских мыслителей конца 18 века. Сочинение Александра Герцена «О месте человека в природе» (1832) показывает его близкое знакомство с вопросами естествознания, с идеями философских и социальных учений Сен-Симона, Шеллинга, Кузена. В студенческие годы Герцен стремился осмыслить единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления.

В Московском университете вокруг А.И. Герцена и его друга Н.П. Огарева (см. ОГАРЕВ Николай Платонович) сложился кружок революционного направления, в который входили Н.И. Сазонов, А.Н. Савич, Н.М. Сатин, В.В. Пассек. В июле 1834 года о деятельности нелегального кружка стало известно властям. Вместе с некоторыми участниками кружка А.И. Герцен был арестован и в апреле 1835 года выслан в Пермь, а оттуда в Вятку, где он служил в губернской канцелярии. С 1836 года А.И. Герцен выступал в печати под псевдонимом Искандер. В конце 1837 года ему разрешили переехать во Владимир. В мае 1838 года Александр Герцен женился на Н.А. Захарьиной. В начале 1840 года он вернулся в Москву, в мае переехал в Петербург, где по настоянию отца поступил на службу в канцелярию министерства внутренних дел. В июле 1841 года за резкий отзыв в частном письме о полиции А.И. Герцен был выслан в Новгород, где служил в губернском правлении. В годы ссылки идейные и философские искания Герцена носили социально-религиозные формы, что нашло выражение как в его переписке, так и в философско-беллетристических произведениях «Из римских сцен» (1838), «Вильям Пен» (1839). Вернувшись из ссылки в июль 1842 года и поселившись в Москве, А.И. Герцен принял участие в борьбе славянофилов и западников. До середины 1840-х годов он взгляды западников, был главой их левого крыла. В эти же годы он выступил с беллетристическими и философскими произведениями.

В цикле философских статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843), идя по пути осмысления единства природы и человека, материи и сознания, трактуя диалектику Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) как «алгебру революции», А.И. Герцен пытался обосновать закономерность развития человечества к неантагонистическому обществу. Этот мир будущего, царство разума воплотит и осуществит рациональные моменты истории: реализм, преклонение перед природой, свойственное античности, принципы суверенности личности, свободы духа. Такое будущее Герцен отождествлял с социалистическим идеалом. Формой движения к новому миру является соединение философии с жизнью, науки с массами, воплощающими материальное начало истории. Когда произойдет слияние духа и материи, начнется пора «сознательного деяния», которое Герцен понимал как суть истинно человеческой деятельности, возвышающейся как над неосмысленным существованием, так и над оторванным от жизни бесстрастным занятием наукой, свойственным «цеховым ученым».

В философских «Письмах изучении природы» (1844-1845) А.И. Герцен развивал идею единства противоположностей (см. ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ), утверждал о необходимости ликвидации антагонизма между естествознанием и философией или, как он писал между «эмпирией» и «идеализмом». А.И. Герцен ратовал за преодоление созерцательности метафизического материализма и за естественнонаучное переосмысление принципов познания, диалектического мышления, развитых в идеалистической форме Гегелем. А.И. Герцен высоко оценивал гегелевские научные методы и призывал ученых-эмпириков воспользоваться ими. Закономерность исторического развития он искал в объективных условиях жизни человеческого общества. К противоречиям, лежащим в основе общественного развития, А.И. Герцен относил борьбу между привилегированными и угнетенными классами и конфликты между личностью и средой. Классы он различал не по их отношению к средствам производства, а по различию в имущественном положении. Движущей силой истории Герцен считал народ. Свое мировоззрение в 1840-х годах он назвал реализмом и пришел к нему через идеализм и романтизм 1830-х годов. Реализм в его понимании охватывал разные области бытия: утверждение материалистической философии, демократических и революционных общественных идеалов, новой морали человека. Формирование гуманной свободной личности, которая стремится к преобразованию общества на разумных началах, он считал основной задачей воспитания. В целом в своих философских трудах А.И. Герцен утверждал союз философии с естественными науками.

Литературу (см. ЛИТЕРАТУРА) он рассматривал как отражение общественной жизни и средство борьбы с самодержавием. Антикрепостническим пафосом проникнуты его повести «Доктор Крупов» (1847), «Сорока-воровка» (1848), роман «Кто виноват?» (1841-1846), который стал одним из первых русских социально-психологических романов. Герой романа Бельтов отражал философские идеалы самого Герцена. Противопоставление призрачного идеализма и эмпирического знания воплощено в основных персонажах герценовских произведений - Круциферском («Кто виноват?») и Крупове («Доктор Крупов»). Философские, публицистические, беллетристические произведения автора связаны общей системой идей, единством языка, художественной манеры. Для герценовского стиля характерны лексическая пестрота, сочетание разговорного языка с научной терминологией. В конце 1840-х - начале 1850-х годов преобладающим стилем произведений А.И. Герцена стала лирическая публицистика.

В 1847 года Герцен с семьей уехал за границу. В первые же месяцы жизни в Париже (см. ПАРИЖ) в «Письмах из Avenue Marigny» (1847) писатель дал критическую оценку западного буржуазного мира. Поражение Революции 1848 года во Франции, очевидцем и участником которой он был, привело его к пересмотру собственной философской концепции 1840-х годов - отказу от идей разумности истории, неуклонного прогресса человечества. Герцен выступил с критикой социальных утопий и романтических иллюзий в цикле «С того берега» (1847-1850), в котором явно выступили черты скептицизма и пессимизма, сомнения в способности человеческого сознания, науки верно отразить и предвидеть направление исторического движения. Оценив Революцию 1848 года как неудавшуюся битву за социализм, А.И. Герцен разочаровался в возможностях Запада и дальнейшие перспективы общественного развития связал с Россией. В 1849 году он опубликовал статью «Россия», в которой впервые сформулировал свои взгляды на сельскую общину. В последующие годы революционер разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В основу герценовской теории легли идеи социалистического переустройства общества на основе крестьянской общины, в своеобразной форме «русский социализм» выражал стремление крестьянства полностью уничтожить помещичье землевладение. С наибольшей полнотой взгляды А.И. Герцена на русский исторический процесс были сформулированы в книге «О развитии революционных идей в России» (1850).

В 1849 году А.И. Герцен переехал в Женеву (см. ЖЕНЕВА (город)), где принял участие в издании газеты Прудона «Голос народа». В 1850 году он поселился в Ницце, где сблизился с деятелями итальянского освободительного движения. В том же году на требование царского правительства вернуться в Россию он ответил отказом. В мае 1852 года скончалась его жена. В августе того же года А.И. Герцен переехал в Лондон, где основал (1853) Вольную русскую типографию. Первые два года, не получая материалов из России, он печатал свои произведения («Юрьев день! Юрьев день», «Поляки прощают нас!», «Крещеная собственность»). В начале 1850-х годов писатель начал работать над автобиографическим произведением «Былое и думы» (1852-1868, первое полное издание 1919-1920), которое признается вершиной его художественного творчества. Здесь завершилась эволюция герценовского стиля, автор умело пользуется метафорами, достигая в немногих строках большой концентрации социально-политического и философского содержания.

С 1855 года А.И. Герцен начал издавать альманах «Полярная звезда» (см. ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА (1855-1868)), который получил распространение в России. В 1856 году в Лондон к Герцену переехал Н.П. Огарев и с 1857 года они приступили к изданию «Колокола» - первой русской революционной газеты. Программа газеты на первом этапе (1857-1861) содержала общедемократические требования: освобождение крестьян с землей, общинное землевладение, уничтожение цензуры и телесных наказаний. Время от времени радикальный задор А.И. Герцена сменялся на умеренно-либеральное настроение, что находило свое отражение на страницах «Колокола». Однако после крестьянской реформы 1861 года Герцен резко выступил против либерализма, публиковал в «Колоколе» статьи с резкой критикой половинчатости реформ, революционные прокламации. Распространение «Колокола» в России способствовало сплочению оппозиционных сил, созданию революционной организации «Земля и воля». В период Польского восстания (1863-1864) А.И. Герцен выступил в поддержку восставших, что оттолкнуло от «Колокола» значительную часть русских читателей, тираж газеты сократился в несколько раз. Перенесение издания из Лондона в Женеву не поправило дела, молодая эмиграция, сосредоточенная там, не нашла общего языка с Герценом. В 1867 году издание «Колокола» было прекращено.

В 1850-1860-е годах продолжалось развитие и материалистического мировоззрения А.И. Герцена. В этот период, уделяя внимание проблеме личности (см. ЛИЧНОСТЬ) и общества, он выступал критиком как индивидуализма, так и уравнительной утопии. Стремление избежать крайностей фатализма и волюнтаризма выразилось в размышлениях над проблемой общественной закономерности. Философ развивал идею единства среды и личности, исторических обстоятельств и человеческой воли, пересмотрел прежнее понимание перспектив исторического развития Европы. В заключительных главах «Былого и дум», цикле очерков «Скуки ради» (1868-1869), в повести «Доктор, умирающий и мертвые» (1869) он обратил внимание на противоречия рабочих и капиталистов. Вершиной социологических поисков и теоретическим завещанием стала его последняя работа - письма «К старому товарищу» (1869), адресованные М.А. Бакунину и направленные против его призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту, полной свободе, против бакунинского лозунга не «учить народ, а бунтовать его». Последние годы А.И. Герцен жил в разных городах Европы (Женева, Канн, Ницца, Флоренция, Лозанна, Брюссель). Он скончался в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. Впоследствии прах Герцена был перевезен в Ниццу.

Большой энциклопедический словарь

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-70) - российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах "Дилетантизм в науке" (1843), "Письма об изучении природы" (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе "Кто виноват?" (1841-46), повестях "Доктор Крупов" (1847) и "Сорока-воровка" (1848). С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию "русского социализма", став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете "Колокол" обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию "Земли и воли", выступал в поддержку Польского восстания 1863-64. Умер в Париже, могила в Ницце. Автобиографическое сочинение "Былое и думы" (1852-68) - один из шедевров мемуарной литературы.

Энциклопедия Кольера

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-1870), русский революционный деятель, писатель, философ, публицист. Родился 25 марта (6 апреля) 1812 в Москве, внебрачный сын богатого помещика И.А.Яковлева. В отрочестве зачитывался произведениями русских поэтов, драмами Шиллера, сочинениями французских философов; вдохновлялся историей Отечественной войны 1812 года. В 1833 окончил Московский университет (физико-математическое отделение). В университете увлекся революционными идеями и вместе с своим другом Н.П.Огаревым участвовал в кружке свободомыслящих студентов. Герцен изучал Гегеля и пришел к выводу, что абстрактное теоретизирование на немецкий лад заразило слишком многих его современников излишней схоластикой и книжным подходом к жизни. За политическое вольнодумство был сослан в 1835 в Пермь, далее в Вятку, в 1837 ему разрешили переехать во Владимир, в 1841 - в Новгород. В 1842 он возвратился в Москву. В 1847 покинул Россию, поселившись в Париже. Трагический исход революционных событий 1848-1849 и последовавшая реакция окончательно убедили Герцена в ошибочности его идеализации Франции. Он понял также, что путем насильственных переворотов Европа не сможет приблизить осуществление социальных идеалов. В 1852 Герцен поселился в Англии, где прожил следующие 12 лет. В Лондоне он основал Вольную русскую типографию (1853). После смерти в 1855 царя Николая I и смягчения режима свободная русская газета Колокол, которую он издавал с 1857 в Лондоне (с 1865 - в Женеве), стала широко известна и в России. В 1864 он поселился в Женеве, где хотел установить контакты с молодым поколением российских революционеров, обучавшихся тогда в швейцарских университетах. Но ему трудно было найти общий язык с теми, кого он считал "образованными дикарями", - "пуританским и озлобленным поколением шестидесятников". В конце жизни Герцен обнаружил, что полностью потерял своего читателя. Общественное безразличие привело к тому, что в 1867 публикация Колокола была прекращена. В 1852-1868 Герцен написал обширный мемуарный труд Былое и думы, прекрасный памятник русской литературы 19 в.

Умер Герцен в Париже 9 (21) января 1870.

ЛИТЕРАТУРА

Семенов В.С. Александр Герцен. М., 1989

Полезные сервисы